Памятки

       Сайт учителя  истории                      

Гавриловой Аллы  Борисовны

Памятки

 

Памятка для изучающих  историю

 О науке истории

•  Историю нельзя изменить, вопросы типа «Что было бы, если…» бессмысленны.

•  Историю изучают, чтобы делать выводы на будущее.

•  Чтобы делать выводы, необходимо сопоставлять однотипные исторические события, анализировать их сходства и различия, их причины и последствия.

•  События в истории часто повторяются.

•  В истории нет ничего «без причины», «из ниоткуда», «просто так», «с бухты-барахты» и т.д.

•  Люди создают историю, а не история людей.

 Об исторических персонажах

•  Без тех, кого мы называем историческими персонажами, ничего бы не было.

•  Все исторические персонажи – такие же люди, как и мы, со своими характерами, радостями, бедами, проблемами, обидами, болезнями и т.д., с одним только различием: преимущественно все они уже умерли. При изучении истории категорически запрещается терять в фактах ЧЕЛОВЕКА.

•  Нельзя сразу осуждать того или иного исторического персонажа, необходимо действовать по принципу: «Не говори «плохо», пока не знаешь, как сделать лучше».

•  Не бывает «хороших» и «плохих» исторических персонажей.

•  Чтобы лучше понять причины поступков исторических персонажей, выясните как можно больше деталей и «прикиньте на себя».

•  У всех исторических персонажей обычно есть имена. Это значит, что их надо знать.

 О датах

•  Основные даты необходимо знать, просто чтобы не падать лицом в грязь.

•  Все даты связаны с событиями и историческими персонажами, а не существуют сами по себе.

 Об исторических материалах

•  К любому материалу, где об историческом персонаже говорится или только очень хорошо, или только очень плохо, следует относиться с сомнением и опаской.

•  Надо уметь пользоваться дополнительными источниками, т.к. на уроках есть время изучить лишь самое главное, а интересующие подробности можно найти в дополнительной литературе.

•  Даты и имена не всегда точно известны, поэтому в разных источниках бывают разными. Этому не нужно удивляться. Это нужно проверять и сопоставлять.

 Об исторических терминах

•  Исторические термины (словарные слова) знать необходимо, чтобы долго и запутано не объяснять то, что можно сказать одним словом.

 Об исторических картах

•  Изучая историю, необходимо ориентироваться в географии, чтобы египтяне не переправлялись через Темзу, а исследователи Сибири не блуждали по Греции в поисках реки Амур.

•  Исторические карты существуют для того, чтобы мы могли ярче представить то, что увидеть не можем. Они графически восстанавливают картины прошлого.

 И последнее...

Лишь на первый взгляд история – наука простая и понятная.



Памятка для анализа геополитического положения страны 

1. Территория и природно-климатические зоны. 
2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки. 
3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны. 
4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами. 
5. Основные занятия населения. 
6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений. 
7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики. 

Памятка для анализа экономического развития страны 

1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д. 
2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой. 
3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках). 
4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства. 
5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.
6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны. 
7. Место страны в мировом производстве. 

Памятка для анализа социального положения страны 

1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества). 
2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими». 
3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения. 
4. Образ жизни отдельных социокультурных групп. 

Памятка для анализа политического положения страны 

1. Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти. 
2. Административно-территориальное деление. 
3. Местные органы управления и самоуправления. 
4. Формы власти: монархия или республика. 
5. Политический режим. 
6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства. 
7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие. 
8. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение. 

Памятка для анализа внешней политики страны 

1. Положение страны на международной арене. 
2. Цели и приоритеты внешней политики государства. 
3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени. 
4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени. 
5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране. 

Памятка для анализа политических партий, движений и их программ 

1. Название и время создания партии/движения/программы. 
2. Положение в политической системе государства в определенный период времени. 
3. Социальная база партии/движения. 
4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа. 
5. Интересы каких социальных групп они выражают? 
6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений. 
7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы. 
8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы. 

Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных) 

1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом). 
2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п. 
3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения. 
4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране. 
5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения. 
6. Исторические оценки значения общественного движения. 

Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли) 

1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов. 
2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе. 
3. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали. 
4. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть. 
5. Исторические оценки значения идейного течения. 

Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов 

1. Участники войны/сражения/конфликта. 
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними. 
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта. 
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций. 
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы. 
6. Основные события каждого этапа войны/сражения. 
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.). 
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта. 
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте. 

Памятка для анализа культурного развития общества, государства 

1. Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры. 
2. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства. 
3. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура. 
4. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп. 
5. Роль государства в культурной жизни страны. 
6. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира. 

Памятка для анализа произведений искусства 

1. Автор, время и место создания произведения. 
2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства. 
3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении. 
4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.). 
5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом. 
6. Историческая и художественная ценность произведения. 

Памятка для анализа деятельности исторических личностей 

1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы: 
историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д. 
2. Направленность деятельности на определенные социальные группы/политические или другие организации, сферы экономики. 
3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц). 
4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц). 
5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп). 
6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц). 
7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.

Памятка при подготовке к экзаменам.

1. «Не накручивайте» себя накануне экзамена – это может отрицательно сказаться на результате тестирования.

2. Постарайтесь успокоиться и сосредоточиться на позитивных мыслях.

3. Старайтесь не допустить накануне экзамена переутомления.

4. Соблюдайте режим дня, чередуйте занятия с отдыхом.

5. Постарайтесь объяснить домашним, что вам необходимо удобное место для занятий. Важна также спокойная обстановка.

6.Обратите внимание на питание перед экзаменом. Во время умственного напряжения важна питательная и разнообразная пища, витамины. Такие продукты как рыба,творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

7. В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

1) посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево - вправо (15 сек);

2) нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию.

3) попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом - на листе бумаги перед собой (20 сек.).

8.Распределите заранее темы подготовки по дням.

9.Имейте в виду, что не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая учебный материал по плану.

10.Есть смысл потренироваться с какими-нибудь тестами по предмету, т.к. тестирование отличается по форме проведения экзамена от привычных письменных и устных форм.

11.Заранее во время тестирования по тестовым заданиям попробуйте самостоятельно ориентироваться по времени и уметь его распределять. Тогда у вас будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Часы на тестировании – вещь нужная.

12.Накануне экзамена надо обязательно отдохнуть и выспаться.

13. Во время экзамена:

  • «пробегите» глазами текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
  • внимательно читайте задание до конца и старайтесь понять смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать)
  • если не знаете ответ на вопрос или не уверены, пропустите его и потом к нему вернитесь
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

  Желаю удачи!


 


  
План характеристики и оценки выдающегося исторического деятеля


1. Раскройте исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды исторической личности:
• историческая обстановка;
• ближайшее окружение;
• путь формирования личности; основные черты характера, представления о морали, общественно-политические взгляды, направленность деятельности.
2. Определите, с чем была связана его деятельность, интересы какого социального слоя он выражал; его единомышленники.
3. Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач, объективно стоявших перед страной и народом.
4. Раскройте связи и противоречия личности - в деятельности, между его целями и средствами их достижения, с другими людьми.
5. Оцените средства, используемые данным деятелем для достижения поставленных целей.
6. Определите, каких результатов он достиг в своей деятельности.
7. Оцените его роль в истории:
• по результатам его деятельности;
• по значимости этой личности для страны, народа;
• по его влиянию на последующий ход событий и т.д.;
• по воздействию его личного примера на других людей, на новые поколения.
8. Раскройте причины успеха или неуспеха этого исторического деятеля. Выразите свое отношение к нему: нравственная оценка (восхищение его деятельностью или неодобрение его поступков и т.п.). 

 



 Памятка по работе с планом текста

Планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Как составлять простой план. Как составлять сложный план
1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5) Запишите план.
1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

Требования к плану.

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

 Схема записи плана может выглядеть так:

I. ---------------------------------------
1. ---------------------------------------
2. ---------------------------------------
3. ---------------------------------------

а) ---------------------------------------
б) ---------------------------------------
в) ---------------------------------------
II. ---------------------------------------
III. ---------------------------------------

 

Как готовиться к семинару.


1.     Внимательно прочти вопросы к занятию.

2.     Проверь, есть ли дома рекомендованная литература, если нет – сходи в библиотеку.

3.     Не откладывай поиск литературы и подготовку на следующий день.

4.     Прочти параграф, выдели главную мысль, сделай выписки из хрестоматии и учебника.

5.     Прочти указанную литературу, определи основной источник по каждому вопросу делая выписку на листках или карточках нумеруя их пунктами плана, к которому они относятся.

6.     Оформляя выписки, не забудь записать автора, названия гор и место издания, том, страницу.

7.     При чтение найди в словарях значение новых слов, недостаточно тебе известных.

8.     Просматривая периодическую печать делай вырезки по теме семинара.

9.     Проверь, на все ли вопросы плана у тебя есть ответы.

10.                       На полях конспекта запиши возникшие у тебя вопросы, подчеркни спорные положения в тексте.

11.                       В случаях затруднения с опытом, обратись за консультацией к учителю.


Памятка докладчику

1. Выбрав тему доклада, узнай срок, к которому доклад должен быть подготовлен. Возьми у учителя список литературы или составь его, используя библиотечный каталог.
2. Вникни в формулировку темы (о чем тебе надо будет рассказать слушателям?) Определи ключевые слова, а также границу будущего высказывания. Это делается для того, чтобы твое выступление не было поверхностным, формальным или же слишком объемным.
3. Изучите литературу по теме. Наиболее важное отметьте карандашом, сделайте закладки или законспектируйте. Обратите внимание на факты, детали, которые будут интересны слушателям.
4. Составьте для себя план будущего выступления. Продумайте логику повествования, переходы (связки) от одной мысли к другой.
5. Систематизируйте материал, уберите лишнее, не относящееся к теме.
6. Прочитайте готовый доклад вслух, тогда вам легче будет обнаружить алогизм, непоследовательность повествования, речевые ошибки.
7. Засеки время своего выступления. Если тебе отведено меньше времени, чем занимает доклад, сократи его, оставив самое важное и интересное. Помни, что нужно уважать слушателей, говорить внятно и толково, чтобы тебя было интересно слушать.
8. Перескажи доклад. Помни, что одно из условий успешного выступления – это зрительный, эмоциональный контакт со слушателем. Если вы уткнетесь в текст своего выступления, то слушатель вскоре потеряет интерес к вам.
9. Подготовьте к своему выступлению наглядные пособия.
10. Будьте готовы отвечать на вопросы товарищей и защищать свою точку зрения.

 

 


П А М Я Т К А
правил печатания знаков препинания, цифр, чисел
и некоторых сокращений


 Точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, черточка (дефис)

 Печатаются без пробела

 Перенос, вопросительный и восклицательный знаки

 После этих знаков делается пробел

 Процент, градус

 Пишутся без пробела с цифрой, к кторой они относятся: 115%, 60 о

 Кавычки, скобки

 Перед раскрытием скобок, кавычек делается пробел, и после закрытия скобок, кавычек делается пробел. Слова, которые заключаются в кавычки, скобки, пишутся без пробела.

Журнал «Наука и жизнь»; (аплодисменты)

 Тире

 Пишется с пробелом до этого знака и после него. Этим тире отличается от черточки (дефиса).

Москва – столица нашей родины. 12 – 15%. Но допускается 5-6%, 1993-1994 гг.

 Параграф, номер

 Отделяются пробелом от цифры, к которой они относятся: № 18; § 23; (§§ 5-6).

 Написание некоторых цифр, чисел

 4256; 21 245 или 3.245.317;

четырехзначные числа разделяют на группы только в таблицах: 6 245

25 318

2-я линия; 2-мя сутками; 2-метровый; 3-этажный; 6-ой день.

5 2/3 – целое число отделяется пробелом.

Между знаками арифметических действий делается пробел:

100 + 250 = 350; (а + в) = а 2 + 2 ав + в 2

 Римские цифры

 Для обозначения римских цифр используются заглавные буквы . Римские цифры употребляются для обозначения веков, кварталов года, съездов, конференций, конгрессов, глав учебников и др.

В VII главе; ХХ век; VIII съезд.

 Некоторые сокращения

 См, м, км, км/час, кг, 200 т., 25 кг, 32 см. 

После цифры – пробел.






Дата последнего обновления страницы 29.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»