Игры

       Сайт учителя  истории                      

Гавриловой Аллы  Борисовны

Игры

 

 

УРОК - ИГРА   «Семь чудес света» 

Цель: 
Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных в ходе изучения курса «Истории Древнего мира». 
Изучение новой темы: «Семь чудес света». 
Задачи: 
1. Повторение и дополнение знаний учащихся по теме: « Культура Древнего мира». Это касается древней архитектуры, техники строительства. Декоративных элементов оформления. Монументальной скульптуры, садово-паркового искусства, научно-технических достижений и др. 
2. Углубление знаний об исторических событиях, мифах и легендах древности, которые связывались с теми или иными знаменитыми личностями или сооружениями. 
3. Расширение кругозора учащихся. 

Элементом гражданского воспитания является приобщение детей к проблеме не только изучения, но и сохранения культурного наследия. 
Суть, урока не только в обращении к изучению культурного наследия, но и в использовании специфических приемов в преподавании и усвоении знаний, в постановке перед ребенком определенных задач, в выработке у него соответствующих мотивировок и навыков. 
Основные из этих приемов: 
- эмоциональное восприятие детьми материала, 
- стимуляция самостоятельной работы по получению дополнительных знаний и эмоциональных ощущений, 
- самостоятельное применение на практике своих знаний. 

Урок комбинированный: в нем присутствуют элементы повторения и обобщения, а так же изучение нового материала; используются разнообразные задания, охватывающие весь материал за курс 5 класса. 

Урок проходит в форме игры. 

Ход урока: 

Ученикам дается опережающее задание: подготовить небольшие сообщения о семи чудесах света. 

Учащиеся класса делятся на три группы. Задача каждой команды, справившись с заданием, расшифровать название одного из чудес света. После чего следует выступление ученика на данную тему.( продолжительностью з мин. 

Вступительное слово учителя: (3 мин) 

Здравствуйте ребята! Давайте представим, что мы сегодня отправимся в небольшое путешествие, и нам предстоит посетить самые чудесные места в мире. Древние греки и римляне все эти места знали и именно они назвали их чудесами света, а было их всего семь. Вот именно об этом мы сегодня и поговорим, а тема нашего урока будет звучать как «Семь чудес света». 

Ну что отправляемся к чудесам? Путешествовать мы будем не просто так, а в процессе игры, не зря я вас поделила на команды. Суть нашей игры в том, чтобы разгадать название чудес света, но для этого вам пригодятся все знания, которые вы получили за период изучения истории Древнего мира. Каждый конкурс в игре будет оцениваться, победивший получит цветную фишку, а в конце, мы подведем итоги. 

1. Археологи. (Пирамиды) (3 мин) 
Каждая команда получает по одному конверту с набором иллюстраций, рассмотрев их, ученики отвечают на вопросы учителя. 

Иллюстрации: 
• Карта Африки 
• Изображения орудий труда 
Вопросы: 
• На карте смотрите, и скажите, где же возможны первые поселения древнейших людей? Где будем вести «раскопки»? Почему? 
• Чем пользовались раньше и почему? Определите для чего каждое орудие труда? Из чего изготовлялись орудия труда? 
• Почему видоизменялись орудия труда? Как изготовление орудий труда повлияло на умственное развитие человека? 
Необходимо распределить данные иллюстрации орудий труда от самых ранних к самым поздним, для того, чтобы расшифровать название одного из чудес света. 

2. Шарады. («Висячие сады») (3 мин) 
• Первая часть слова – название священной горы греков, вторая – соединительный союз, третья – самая хвастливая буква алфавита, а целое – область в Древней Греции (Олимпия); 
• Первая часть слова - деталь автомобиля, освещающая дорогу, вторая – местоимение, а целое – правитель Египта в древности (Фараон); 
• Первое – начальная буква алфавита, второе – человек, потерявший свободу и имя, а целое – коренной житель Аравии (Араб). 
Вместе с шарадами пролагается числовой шифр и ключ к его разгадке, где зашифровано название чуда света. 

3. Грамотей (Храм богини Артемиды) (3 мин) 
Каждая команда получает карточку с терминами и понятиями, нужно вставить пропущенные буквы из списка и объяснить понятия. 
• К..л..ния, р..ф..рма, гл..д..ат..р; 
• В..льм..жа, д..м..кр..тия, ..мп..рат..р; 
• Бр..хм..н, ..р..опаг, р..сп..бл..ка. 
Из тех букв, которые остались в списке, необходимо составить название одного из чудес света. 

О Х О Е О Р Е О А Е О А А И О М И Б Е О О Г А И А А Н Е И Е А У Р И Т Е М И Д Ы 

4. Загадки (Галикарнасский мавзолей) ( 3 мин) 
Живут в пределах местности одной 
Они, как брошенное в землю семя, 
Собравшись несколько родов, 
Они образовали … 
(Племя). 
Это предки всех слонов, 
Но огромнее, лохмаче. 
Для охотников, тем паче, 
Нет желаннее добычи. 
(Мамонты). 
Назови это занятье, 
Когда целый день-деньской 
Плоды, ягоды, коренья – 
Что имеет вид съестной, 
Люди первые искали 
Стадом всем потом съедали. 
(Собирательство). 
Первый это коллектив. 
Человек там не ленив. 
Он по лесу ходит день. 
Собирает все – не лень. 
(Стадо). 
Вожди племен и их друзья 
Прославлены все были 
И по наследству их потомкам 
Досталась слава та и честь. 
Людей же этих стали звать, 
Вы правы. Ну, конечно… 
(Знать). 
Он был царем. 
Потом завоевал Египет. 
И стал хозяином корон. 
Повелевать стал всеми 
Конечно это … 
(Фараон). 
Для того, чтобы узнать название чуда света, вам понадобиться уже имеющийся ключ, а числовой код , выдается каждой группе. 

4,1,12,10,11,1,17,14,1,18,11,10,10 
13,1,3,9,15,12,6,10 

5. Ребусы (Колосс Родосский) (3 мин) 

Для расшифровки названия, воспользуйтесь все тем же ключом, числовой код указан на картинке. 

11,15,15,15,18,18 
17,15,5,15,18,18,11,10,10 

6. Восстановите последовательность событий: (Фаросский маяк) (3 мин) 
1. Возникновение мотыжного земледелия; (ма) 
2. Овладение огнем; ( Фаро) 
3. Возникновение плужного земледелия; (як) 
4. Изобретение лука и стрел. (сский) 
(2, 4, 1, 3). 
Если распределить правильно, то из частей слова, которые указанны в скобках получиться название чуда света. 

7. Вычеркни лишнее: (Статуя зевса) (2 мин) 

Клеопатра, Актавиан, Цезарь, Александр Македонский, Тутанхамон., Зевс 

Лишнее слова будет непосредственно связанно с названием чуда света. 
А теперь давайте подведем итоги, посчитаем наши фишки, у кого их окажется больше, получит оценку отлично. 
Спасибо всем за работу.

Игра «Герой, дата, событие"

В игре участвует весь класс. Ведущий про­ходит мимо участников игры (которые сидят, как обычно, за партами) и просит одного из них назвать героя, другого - дату, а третьего - со­бытие. Первый ученик называет имя героя, сле­дующий участник - дату, связанную с этим ге­роем, а третий — соответствующее событие.

Игра «Три предложения"

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. 

Другой вари­ант игры - работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное уме­ние - выделять главное, на котором основыва­ются и навыки работы с прессой, и ориентиро­вание в информационном потоке, а также уме­ние составлять план, конспект, реферат.

Игра «Реставрация» («Зашифрованный текст»)

Эта игра формирует одно из важных дидак­тических умений - умение составлять конспект. Как известно, конспект - это краткое изложе­ние материала. Во-первых, нужно научиться сокращать слова, выделять главное и опускать второстепенное; во-вторых, необходимо на­учиться расшифровывать конспект, т.е. из крат­кой записи восстановить полный текст, макси­мально приближенный к исходному материалу.

Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями без точек и пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст. Приведем несколько вариантов игровой задачи:

«Представьте себе, что вы работники архи­ва и нашли древние (старые) листы, местами почерневшие от сырости, чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо вос­становить текст».

Или: «Перед вами зашифрованный текст. Какие-то слова сокращены, некоторые пропу­щены. Вам нужно из минимального текста сде­лать максимальный».

Или: «Представьте себе, что вы на экзаме­не. У вас вопрос, который вы недостаточно зна­ете. Но вот к вам попала спасительная шпар­галка. Ваша задача все расшифровать и сделать из короткого несвязного текста сделать длин­ный и связный».

Игра может проходить по группам или ин­дивидуально. Например, один из вопросов темы «Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в.» в VIII классе (§22 учебника: Зыря­нов П.Н. История России. XIX век. М., 1994. С.147-148) о формировании российско-китай­ской границы зашифрован в нижеприведенной записи:

«Р.: нет границы на Дальн. Востоке. 1849-55 - уточнены, карты р-на Амура и Уссури > встал ? о Р.-кит. границе. 1858 г. Айгунь - заключ. дог-р о Р.-кит. границе / по р. Амур до впадения р.Уссури/, 1860 -Пекин - заключ. дог-р: Уссур. край (Примо­рье) за Р. 20.06.1860 - бухта Золотой Рог -осн. г. Владивосток».

Когда игра проходит в первый раз, необходи­мо показать, что значит расшифровать его. На­пример, в данном тексте учитель показывает пример расшифровки, высказывая вслух раз­мышления по поводу первого предложения: «Р.: нет границы на Дальн. Востоке.» Р. - это сокра­щенная запись слова Россия. Если мы просто уберем в этом предложении сокращения, то по­лучится: «Россия: нет границы на Дальнем Вос­токе». Но мы так обычно не говорим. Надо со­гласовать падежи. «У России не было границы на Дальнем Востоке». Хорошо бы если предло­жение содержало более полную информацию. Мы можем рассуждать следующим образом: Рос­сия существует уже долгие годы, а границы на Дальнем Востоке еще нет. Таким образом полу­чается: «Долгое время у России не было грани­цы на Дальнем Востоке». Или: «За долгое время существования России, даже к середине XIX в. официальной границы на Дальнем Востоке меж­ду Россией и Китаем не существовало». Так и запишем. Но у каждого из вас может получить­ся свой вариант. Совсем не обязательно такой. А теперь продолжайте работу самостоятельно.

При проверке работ учителю целесообразно ознакомить ребят с интересными вариантами разных предложений. Проведение этой игры готовит учащихся к игре противоположного значения: зашифровать текст, сократить сло­ва и мысли насколько .это возможно, но так, чтобы по нему можно было бы воспроизвести первоначальный вариант, т.е. по существу орга­низуется собственно работа по составлению конспекта. Однако, выполняя ее в форме игры, школьники проявляют максимум заинтересо­ванности, внимательности, творчества, что приводит к большей успешности не только в усвоении материала, но и в развитии умений.

Историческая игра "Страницы истории" является внеурочным мероприятием для учащихся Х-Х1 классов.

Концентрическое построение программы по истории дает возможность более глубокого изучения предмета и введения в учебный процесс нестандартных форм обуче­ния, одной из которых как раз и является дан­ная игра.

Цель игры - повторение и обобщение прой­денного материала, повышение интереса к предмету, создание ситуации для проявления индивидуального творчества, приобретение учащимися опыта действий в нестандартных условиях.

Игра разделена на индивидуальные и ко­мандные туры. Играют две или более команд по пять человек, они же разыгрывают личное пер­венство.

Команды формируются учителем истории из числа учеников старших классов, отлично и хо­рошо успевающих по предмету. В период под­готовки учитель консультирует участников, ре­комендует им необходимую литературу.

В ходе игры учреждаются призы: в личном зачете - занявшим 1,2,3-е места; в командном зачете - команде-победителю; приз зритель­ских симпатий; призы для зрителей, активно участвующих в игре.

В качестве призов могут быть использованы научно-популярные книги по истории.

В зале находятся учащиеся старших классов, учителя, родители. После каждого тура - му­зыкальные паузы силами болельщиков (худо­жественная самодеятельность, музыка). Су­дьи — 7 человек, ведущие — 2 человека.

Игра охватывает два хронологических пери­ода: первая половина XIX в. (до 1861 г.) и пе­риод 1861-1917 гг.

Девиз игры: «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав чело­вечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок» (П.Я.Ча­адаев).

1-й тур. Блиц. Личный зачет. Девиз тура:

«Да ведают потомки православных земли род­ной минувшую судьбу». (А.С.Пушкин «Борис Годунов»).

Каждый участник отвечает на три тестовых вопроса, которые зачитываются одним из веду­щих. Если нет ответа, любой другой участник, первым поднявший руку, может ответить на вопрос. Вопросы тестов охватывают первую по­ловину XIX в.

Пример тестового вопроса: «Когда был зак­лючен Тильзитский мир?». Варианты ответа:

а) 1807 г.; б) 1805 г.; в) 1812 г. Правильный от­вет: 1807г.

После правильного ответа игрок получает карточку с вопросом, по количеству карточек у каждого участника судьи подводит итоги лич­ного первенства.

2-й тур. Командная игра. Домашнее задание.

Каждая команда читает приготовленную речь представителя любой партии в любой Думе периода после первой русской револю­ции. В речи заведомо допущены две историчес­кие ошибки, их надо найти команде-сопернику, пояснить свой ответ. Судьи ставят две оценки:

за речь и за найденные ошибки.

3-й тур. Личное первенство. Девиз: «Дела давно минувших дней. Преданья старины глу­бокой» (А.С.Пушкин).

Каждому игроку один из ведущих раздает карточки с цитатами. Необходимо определить, кто автор высказывания или из какого докумен­та оно взято, дается время на подготовку.

Например, о правлении Павла I сохранилось такое свидетельство: «Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосос­тояние уничтожены. Вот картина современной России, и судите по ней, насколько должно страдать мое сердце». Кому принадлежат эти слова? Варианты ответа: а) Александру I;

б) Н.М.Карамзину; в) А.В.Суворову. Правиль­ный ответ: Александру I.

Другой пример. Во что, по словам А.И.Гер­цена, превратил Россию Николай I? Варианты ответа: а) в казарму и канцелярию; б) в воен­ный лагерь; в) в непросвещенную монархию. Правильный ответ: в казарму и канцелярию.

Пока участники игры обдумывают ответы, ведущие могут провести игру со зрителями. Предлагается определить продолжение какой-либо известной фразы. Судьи начисляют балл за правильный ответ.

4-й тур. Командное первенство. Домашнее задание.

Команды готовят словесный портрет истори­ческого деятеля. Нужно определить, о ком идет

речь. Команды готовят дополнительные вопро­сы, если деятель не «опознан». Выставляются две оценки: за составление портрета и за ответ.

5-й тур. Блиц. Личный зачет.

Учащиеся должны дать ответы на три тесто­вых вопроса, которые охватывают период 1900-1914 гг. Примеры тестовых вопросов при­ведены ниже.

Назовите имя Председателя IV Государ­ственной думы. Варианты ответа:

а) А.И.Гуч­ков;

б) М.В.Родзянко;

в) П.Н.Милюков.

Пра­вильный ответ: М.В.Родзянко.

Какая российская партия выдвинула во вре­мя первой мировой войны лозунг о поражении своего правительства? Варианты ответа:

а) РСДРП(б);

б) эсеры;

в) кадеты.

Правильный ответ: РСДРП(б).

После правильного ответа игрок получает карточку с вопросом, по количеству карточек судьи подводят итоги личного первенства.

6-й тур. Командное первенство. Неожидан­ное задание.

Команды получают два конверта и выбира­ют один из них. В первом предлагается приду­мать признание в любви в стиле первой поло­вины XIX в.; во втором - придумать вызов на дуэль в стиле первой половины XIX в. Ответы представляются театрализовано.

7-й тур. Командное первенство. Девиз тура:

«Смеяться, право, не грешно над тем, что ка­жется смешно» (Н.М.Карамзин).

Конкурс остроумных ответов на оригиналь­ные вопросы. Например, можно ли «выучить русский только за то, что им разговаривал Ле­нин?» (Вариант ответа: да, если иметь словар­ный запас Эллочки-людоедки.) Цыплят реко­мендуют считать по осени, а когда лучше их есть? (Вариант ответа: на Юрьев день.) Поче­му в России до сих пор никто не знает: что де­лать? и кто виноват? (Вариант ответа: потому что никто не хочет нажить себе «горе от ума».) Что нужно делать, когда к вам едет ревизор? (Вариант ответа: строить «потемкинские дерев­ни» и сажать «развесистую клюкву».)

Исторический снежный ком

Задается тема, например «Куликовская бит­ва». Первый участник игры называет имя како­го-либо исторического героя, относящегося к данной теме (например, Дмитрий Донской), следующий участник должен сначала произне­сти то, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятие, связанное по смыслу с те­мой (например, Дмитрий Донской, Куликово поле). Новый участник дополняет этот ряд:

Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва. В конце концов получается длинный ряд имен и понятий, относящихся к определенной исто­рической теме.

Игра пройдет более организованно, если по­просить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходит из игры и са­дится на свое место. Линейка быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске обра­зовавшуюся цепочку и отмечает ошибки. Игра­ющие стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видны только учителю и выбывшим из игры. Игра завершается беседой, в которой оп­ределяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку.

 

Дата последнего обновления страницы 29.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»