УРОК - ИГРА «Семь чудес света»
Цель:
Повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний, полученных в ходе изучения курса «Истории Древнего мира».
Изучение новой темы: «Семь чудес света».
Задачи:
1. Повторение и дополнение знаний учащихся по теме: « Культура Древнего мира». Это касается древней архитектуры, техники строительства. Декоративных элементов оформления. Монументальной скульптуры, садово-паркового искусства, научно-технических достижений и др.
2. Углубление знаний об исторических событиях, мифах и легендах древности, которые связывались с теми или иными знаменитыми личностями или сооружениями.
3. Расширение кругозора учащихся.
Элементом гражданского воспитания является приобщение детей к проблеме не только изучения, но и сохранения культурного наследия.
Суть, урока не только в обращении к изучению культурного наследия, но и в использовании специфических приемов в преподавании и усвоении знаний, в постановке перед ребенком определенных задач, в выработке у него соответствующих мотивировок и навыков.
Основные из этих приемов:
- эмоциональное восприятие детьми материала,
- стимуляция самостоятельной работы по получению дополнительных знаний и эмоциональных ощущений,
- самостоятельное применение на практике своих знаний.
Урок комбинированный: в нем присутствуют элементы повторения и обобщения, а так же изучение нового материала; используются разнообразные задания, охватывающие весь материал за курс 5 класса.
Урок проходит в форме игры.
Ход урока:
Ученикам дается опережающее задание: подготовить небольшие сообщения о семи чудесах света.
Учащиеся класса делятся на три группы. Задача каждой команды, справившись с заданием, расшифровать название одного из чудес света. После чего следует выступление ученика на данную тему.( продолжительностью з мин.
Вступительное слово учителя: (3 мин)
Здравствуйте ребята! Давайте представим, что мы сегодня отправимся в небольшое путешествие, и нам предстоит посетить самые чудесные места в мире. Древние греки и римляне все эти места знали и именно они назвали их чудесами света, а было их всего семь. Вот именно об этом мы сегодня и поговорим, а тема нашего урока будет звучать как «Семь чудес света».
Ну что отправляемся к чудесам? Путешествовать мы будем не просто так, а в процессе игры, не зря я вас поделила на команды. Суть нашей игры в том, чтобы разгадать название чудес света, но для этого вам пригодятся все знания, которые вы получили за период изучения истории Древнего мира. Каждый конкурс в игре будет оцениваться, победивший получит цветную фишку, а в конце, мы подведем итоги.
1. Археологи. (Пирамиды) (3 мин)
Каждая команда получает по одному конверту с набором иллюстраций, рассмотрев их, ученики отвечают на вопросы учителя.
Иллюстрации:
• Карта Африки
• Изображения орудий труда
Вопросы:
• На карте смотрите, и скажите, где же возможны первые поселения древнейших людей? Где будем вести «раскопки»? Почему?
• Чем пользовались раньше и почему? Определите для чего каждое орудие труда? Из чего изготовлялись орудия труда?
• Почему видоизменялись орудия труда? Как изготовление орудий труда повлияло на умственное развитие человека?
Необходимо распределить данные иллюстрации орудий труда от самых ранних к самым поздним, для того, чтобы расшифровать название одного из чудес света.
2. Шарады. («Висячие сады») (3 мин)
• Первая часть слова – название священной горы греков, вторая – соединительный союз, третья – самая хвастливая буква алфавита, а целое – область в Древней Греции (Олимпия);
• Первая часть слова - деталь автомобиля, освещающая дорогу, вторая – местоимение, а целое – правитель Египта в древности (Фараон);
• Первое – начальная буква алфавита, второе – человек, потерявший свободу и имя, а целое – коренной житель Аравии (Араб).
Вместе с шарадами пролагается числовой шифр и ключ к его разгадке, где зашифровано название чуда света.
3. Грамотей (Храм богини Артемиды) (3 мин)
Каждая команда получает карточку с терминами и понятиями, нужно вставить пропущенные буквы из списка и объяснить понятия.
• К..л..ния, р..ф..рма, гл..д..ат..р;
• В..льм..жа, д..м..кр..тия, ..мп..рат..р;
• Бр..хм..н, ..р..опаг, р..сп..бл..ка.
Из тех букв, которые остались в списке, необходимо составить название одного из чудес света.
О Х О Е О Р Е О А Е О А А И О М И Б Е О О Г А И А А Н Е И Е А У Р И Т Е М И Д Ы
4. Загадки (Галикарнасский мавзолей) ( 3 мин)
Живут в пределах местности одной
Они, как брошенное в землю семя,
Собравшись несколько родов,
Они образовали …
(Племя).
Это предки всех слонов,
Но огромнее, лохмаче.
Для охотников, тем паче,
Нет желаннее добычи.
(Мамонты).
Назови это занятье,
Когда целый день-деньской
Плоды, ягоды, коренья –
Что имеет вид съестной,
Люди первые искали
Стадом всем потом съедали.
(Собирательство).
Первый это коллектив.
Человек там не ленив.
Он по лесу ходит день.
Собирает все – не лень.
(Стадо).
Вожди племен и их друзья
Прославлены все были
И по наследству их потомкам
Досталась слава та и честь.
Людей же этих стали звать,
Вы правы. Ну, конечно…
(Знать).
Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон.
Повелевать стал всеми
Конечно это …
(Фараон).
Для того, чтобы узнать название чуда света, вам понадобиться уже имеющийся ключ, а числовой код , выдается каждой группе.
4,1,12,10,11,1,17,14,1,18,11,10,10
13,1,3,9,15,12,6,10
5. Ребусы (Колосс Родосский) (3 мин)
Для расшифровки названия, воспользуйтесь все тем же ключом, числовой код указан на картинке.
11,15,15,15,18,18
17,15,5,15,18,18,11,10,10
6. Восстановите последовательность событий: (Фаросский маяк) (3 мин)
1. Возникновение мотыжного земледелия; (ма)
2. Овладение огнем; ( Фаро)
3. Возникновение плужного земледелия; (як)
4. Изобретение лука и стрел. (сский)
(2, 4, 1, 3).
Если распределить правильно, то из частей слова, которые указанны в скобках получиться название чуда света.
7. Вычеркни лишнее: (Статуя зевса) (2 мин)
Клеопатра, Актавиан, Цезарь, Александр Македонский, Тутанхамон., Зевс
Лишнее слова будет непосредственно связанно с названием чуда света.
А теперь давайте подведем итоги, посчитаем наши фишки, у кого их окажется больше, получит оценку отлично.
Спасибо всем за работу.
Игра «Герой, дата, событие"
В игре участвует весь класс. Ведущий проходит мимо участников игры (которые сидят, как обычно, за партами) и просит одного из них назвать героя, другого - дату, а третьего - событие. Первый ученик называет имя героя, следующий участник - дату, связанную с этим героем, а третий — соответствующее событие.
Игра «Три предложения"
Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.
Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.
Эта игра помогает развивать очень важное умение - выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составлять план, конспект, реферат.
Игра «Реставрация» («Зашифрованный текст»)
Эта игра формирует одно из важных дидактических умений - умение составлять конспект. Как известно, конспект - это краткое изложение материала. Во-первых, нужно научиться сокращать слова, выделять главное и опускать второстепенное; во-вторых, необходимо научиться расшифровывать конспект, т.е. из краткой записи восстановить полный текст, максимально приближенный к исходному материалу.
Для игры на доске или на карточке пишется краткий конспект с сокращениями без точек и пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст. Приведем несколько вариантов игровой задачи:
«Представьте себе, что вы работники архива и нашли древние (старые) листы, местами почерневшие от сырости, чернила во многих местах размылись или выцвели. Вам надо восстановить текст».
Или: «Перед вами зашифрованный текст. Какие-то слова сокращены, некоторые пропущены. Вам нужно из минимального текста сделать максимальный».
Или: «Представьте себе, что вы на экзамене. У вас вопрос, который вы недостаточно знаете. Но вот к вам попала спасительная шпаргалка. Ваша задача все расшифровать и сделать из короткого несвязного текста сделать длинный и связный».
Игра может проходить по группам или индивидуально. Например, один из вопросов темы «Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в.» в VIII классе (§22 учебника: Зырянов П.Н. История России. XIX век. М., 1994. С.147-148) о формировании российско-китайской границы зашифрован в нижеприведенной записи:
«Р.: нет границы на Дальн. Востоке. 1849-55 - уточнены, карты р-на Амура и Уссури > встал ? о Р.-кит. границе. 1858 г. Айгунь - заключ. дог-р о Р.-кит. границе / по р. Амур до впадения р.Уссури/, 1860 -Пекин - заключ. дог-р: Уссур. край (Приморье) за Р. 20.06.1860 - бухта Золотой Рог -осн. г. Владивосток».
Когда игра проходит в первый раз, необходимо показать, что значит расшифровать его. Например, в данном тексте учитель показывает пример расшифровки, высказывая вслух размышления по поводу первого предложения: «Р.: нет границы на Дальн. Востоке.» Р. - это сокращенная запись слова Россия. Если мы просто уберем в этом предложении сокращения, то получится: «Россия: нет границы на Дальнем Востоке». Но мы так обычно не говорим. Надо согласовать падежи. «У России не было границы на Дальнем Востоке». Хорошо бы если предложение содержало более полную информацию. Мы можем рассуждать следующим образом: Россия существует уже долгие годы, а границы на Дальнем Востоке еще нет. Таким образом получается: «Долгое время у России не было границы на Дальнем Востоке». Или: «За долгое время существования России, даже к середине XIX в. официальной границы на Дальнем Востоке между Россией и Китаем не существовало». Так и запишем. Но у каждого из вас может получиться свой вариант. Совсем не обязательно такой. А теперь продолжайте работу самостоятельно.
При проверке работ учителю целесообразно ознакомить ребят с интересными вариантами разных предложений. Проведение этой игры готовит учащихся к игре противоположного значения: зашифровать текст, сократить слова и мысли насколько .это возможно, но так, чтобы по нему можно было бы воспроизвести первоначальный вариант, т.е. по существу организуется собственно работа по составлению конспекта. Однако, выполняя ее в форме игры, школьники проявляют максимум заинтересованности, внимательности, творчества, что приводит к большей успешности не только в усвоении материала, но и в развитии умений.
Историческая игра "Страницы истории" является внеурочным мероприятием для учащихся Х-Х1 классов.
Концентрическое построение программы по истории дает возможность более глубокого изучения предмета и введения в учебный процесс нестандартных форм обучения, одной из которых как раз и является данная игра.
Цель игры - повторение и обобщение пройденного материала, повышение интереса к предмету, создание ситуации для проявления индивидуального творчества, приобретение учащимися опыта действий в нестандартных условиях.
Игра разделена на индивидуальные и командные туры. Играют две или более команд по пять человек, они же разыгрывают личное первенство.
Команды формируются учителем истории из числа учеников старших классов, отлично и хорошо успевающих по предмету. В период подготовки учитель консультирует участников, рекомендует им необходимую литературу.
В ходе игры учреждаются призы: в личном зачете - занявшим 1,2,3-е места; в командном зачете - команде-победителю; приз зрительских симпатий; призы для зрителей, активно участвующих в игре.
В качестве призов могут быть использованы научно-популярные книги по истории.
В зале находятся учащиеся старших классов, учителя, родители. После каждого тура - музыкальные паузы силами болельщиков (художественная самодеятельность, музыка). Судьи — 7 человек, ведущие — 2 человека.
Игра охватывает два хронологических периода: первая половина XIX в. (до 1861 г.) и период 1861-1917 гг.
Девиз игры: «Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок» (П.Я.Чаадаев).
1-й тур. Блиц. Личный зачет. Девиз тура:
«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». (А.С.Пушкин «Борис Годунов»).
Каждый участник отвечает на три тестовых вопроса, которые зачитываются одним из ведущих. Если нет ответа, любой другой участник, первым поднявший руку, может ответить на вопрос. Вопросы тестов охватывают первую половину XIX в.
Пример тестового вопроса: «Когда был заключен Тильзитский мир?». Варианты ответа:
а) 1807 г.; б) 1805 г.; в) 1812 г. Правильный ответ: 1807г.
После правильного ответа игрок получает карточку с вопросом, по количеству карточек у каждого участника судьи подводит итоги личного первенства.
2-й тур. Командная игра. Домашнее задание.
Каждая команда читает приготовленную речь представителя любой партии в любой Думе периода после первой русской революции. В речи заведомо допущены две исторические ошибки, их надо найти команде-сопернику, пояснить свой ответ. Судьи ставят две оценки:
за речь и за найденные ошибки.
3-й тур. Личное первенство. Девиз: «Дела давно минувших дней. Преданья старины глубокой» (А.С.Пушкин).
Каждому игроку один из ведущих раздает карточки с цитатами. Необходимо определить, кто автор высказывания или из какого документа оно взято, дается время на подготовку.
Например, о правлении Павла I сохранилось такое свидетельство: «Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России, и судите по ней, насколько должно страдать мое сердце». Кому принадлежат эти слова? Варианты ответа: а) Александру I;
б) Н.М.Карамзину; в) А.В.Суворову. Правильный ответ: Александру I.
Другой пример. Во что, по словам А.И.Герцена, превратил Россию Николай I? Варианты ответа: а) в казарму и канцелярию; б) в военный лагерь; в) в непросвещенную монархию. Правильный ответ: в казарму и канцелярию.
Пока участники игры обдумывают ответы, ведущие могут провести игру со зрителями. Предлагается определить продолжение какой-либо известной фразы. Судьи начисляют балл за правильный ответ.
4-й тур. Командное первенство. Домашнее задание.
Команды готовят словесный портрет исторического деятеля. Нужно определить, о ком идет
речь. Команды готовят дополнительные вопросы, если деятель не «опознан». Выставляются две оценки: за составление портрета и за ответ.
5-й тур. Блиц. Личный зачет.
Учащиеся должны дать ответы на три тестовых вопроса, которые охватывают период 1900-1914 гг. Примеры тестовых вопросов приведены ниже.
Назовите имя Председателя IV Государственной думы. Варианты ответа:
а) А.И.Гучков;
б) М.В.Родзянко;
в) П.Н.Милюков.
Правильный ответ: М.В.Родзянко.
Какая российская партия выдвинула во время первой мировой войны лозунг о поражении своего правительства? Варианты ответа:
а) РСДРП(б);
б) эсеры;
в) кадеты.
Правильный ответ: РСДРП(б).
После правильного ответа игрок получает карточку с вопросом, по количеству карточек судьи подводят итоги личного первенства.
6-й тур. Командное первенство. Неожиданное задание.
Команды получают два конверта и выбирают один из них. В первом предлагается придумать признание в любви в стиле первой половины XIX в.; во втором - придумать вызов на дуэль в стиле первой половины XIX в. Ответы представляются театрализовано.
7-й тур. Командное первенство. Девиз тура:
«Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно» (Н.М.Карамзин).
Конкурс остроумных ответов на оригинальные вопросы. Например, можно ли «выучить русский только за то, что им разговаривал Ленин?» (Вариант ответа: да, если иметь словарный запас Эллочки-людоедки.) Цыплят рекомендуют считать по осени, а когда лучше их есть? (Вариант ответа: на Юрьев день.) Почему в России до сих пор никто не знает: что делать? и кто виноват? (Вариант ответа: потому что никто не хочет нажить себе «горе от ума».) Что нужно делать, когда к вам едет ревизор? (Вариант ответа: строить «потемкинские деревни» и сажать «развесистую клюкву».)
Исторический снежный ком
Задается тема, например «Куликовская битва». Первый участник игры называет имя какого-либо исторического героя, относящегося к данной теме (например, Дмитрий Донской), следующий участник должен сначала произнести то, что сказал первый, а затем добавить новое имя, понятие, связанное по смыслу с темой (например, Дмитрий Донской, Куликово поле). Новый участник дополняет этот ряд:
Дмитрий Донской, Куликово поле, Непрядва. В конце концов получается длинный ряд имен и понятий, относящихся к определенной исторической теме.
Игра пройдет более организованно, если попросить всех играющих выйти к доске и встать в одну линию. Тот, кто ошибается или делает слишком длинную паузу, выходит из игры и садится на свое место. Линейка быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске образовавшуюся цепочку и отмечает ошибки. Играющие стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видны только учителю и выбывшим из игры. Игра завершается беседой, в которой определяется взаимосвязь слов, образовавших цепочку.