Уроки

       Сайт учителя  истории                      

Гавриловой Аллы  Борисовны

Уроки

 

 

       

                      Коллективизация сельского хозяйства

 

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цель урока

·        знать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации;

·        выяснить причины коллективизации, этапы и итоги;

·        воссоздать объективную картину коллективизации через исторические документы;

·        знать понятия: « репрессия», «коллективизация», «раскулачивание», «кулаки».

Задачи урока

1.Обучающие:

·        способствовать усвоению обучающимися основного фактического и понятийного материала о коллективизации сельского хозяйства ;

2.Образовательные:

·        изучить  события, которые привели к коллективизации сельского хозяйства, ход проведения коллективизации, значение и последствия;

·        продолжить обучение работе с документами разного характера;

·        продолжить формирование умения анализировать реальные исторические события, делать выводы.

3.Воспитательная:

·        формирование развитой, социально-активной, творческой  самостоятельной личности;

·        продолжить формирование у обучающихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения в процессе познания.

4. Развивающие:

·          развитие умения аргументировать, делать выводы (текст учебника,  документы,  воспоминания);                             

·          развитие умения слушать;

·         развитие умения применять полученные знания в нестандартных     

          ситуациях;

·          развитие абстрактного и наглядно-образного мышления;

·          активизация познавательной деятельности в группе.

 

Оборудование:  

·        на каждой парте – пакеты  документов для работы в группах, в парах;

·        компьютерная презентация.

 

Педагогические технологии:

проблемное обучение, педагогическое проектирование, интерактивное   обучение, личностно-ориентированное обучение,ИКТ.

 

Методы, используемые на уроке:

·        проблемное обучение;

·        дифференцированное обучение ;

·        задания творческого характера ;

·        метод  взаимо- и самоконтроля;

·        самостоятельная работа  (работа с фрагментами документов).

Структура урока:

1.     Организационный момент.(2 мин.)

2.      Этап  проверки домашнего задания. (5 мин.)

3.      Этап изучения  нового материала. (18 мин.)

4.     Этап  закрепления материала.  (8 мин.)

5.      Рефлексия урока.(5 мин.)

6.      Домашнее задание.(2 мин.)

Определения и даты:

O   коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание.

O 1   1927 г. - начало хлебозаготовительного кризиса;

O 1 1929 г., декабрь - переход к политике сплошной коллективизации и ликвидации  кулачества как класса;

O 1 1930г., 2 марта - статья Сталина «Головокружение от успехов»;

O 1 1932-1933 г.г .- массовый голод в зерновых районах СССР.

План урока.

I. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации.

II. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации.

III. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.

IV. Итоги коллективизации.


Скачать конспект


Скачать презентацию

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РОЛЕВОЙ ИГРЫ 

ПО ИСТОРИИ «СУД НАД КАРЛОМ I»


Класс: 7

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель урока: выяснить положительные и отрицательные моменты в правлении Карла I, а также династии Стюартов, причины казни короля.

Задачи урока:

Образовательные:

1) умение находить положительные и отрицательные моменты в том или ином вопросе, в том числе при оценке исторической личности;

3) познакомиться с историческими личностями, дать оценку их деятельности.

4) определить и чётко зафиксировать причины казни короля.

Воспитательные:

воспитывать интерес к истории;

воспитывать уважение к другому мнению, отличному от своего;

подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду;

2) учиться анализировать проблемную ситуацию;

3) развивать навыки дискуссии, спора.

Личностно значимая проблема: любой человек предстаёт перед судом истории. А особенно государственный деятель. Спустя века люди будут помнить не только его достижения, но и неудачи.

Количество учащихся: 18

Распределение ролей:

Судья (1 человек) – ведет судебное заседание

Обвиняемый – король Англии Карл I Стюарт (1 человек) – готовит последнее слово

Королевский прокурор (1 человек) – предъявляет обвинения

Адвокаты короля (3 человека) – приводят доводы защиты

Свидетель обвинения – буржуа (1 человек) – высказывает претензии

Свидетель обвинения – пуританин (1 человек) – высказывает претензии

Свидетель обвинения – депутат парламента (1 человек) – высказывает претензии

Свидетель обвинения – крестьянин (1 человек) – высказывает претензии

Присяжные заседатели (8 человек) – выносят приговор

Секретарь судебного заседания (1 человек) – учитель - ведет протокол заседания

 

Ход игры:

В классе парты расставлены в форме буквы П. Противоположные стороны занимают обвинение и защита. В середине находится судья. Присяжные сидят в конце класса.

В зал входит судья, все встают.

Судья: Судебное заседание по делу короля Англии Карла I Стюарта объявляю открытым. На заседании присутствуют: Обвиняемый – король Англии Карл I Стюарт, Королевский прокурор, Адвокаты короля, Присяжные заседатели. Прошу всех сесть. Слушается дело короля Англии Карла I Стюарта. Прошу Королевского прокурора огласить обвинение.

Королевский прокурор: Названный Карл Стюарт, сделавшись королем Англии, взял на себя, таким образом, ответственную обязанность управлять страной с ограниченной властью в согласии с ее законами, а не каким-либо иным путем, однако вследствие преступных намерений установить и держать в своих руках неограниченную тираническую власть для управления страной по своему произволу, уничтожить права и вольности народа, Карл Стюарт объявил изменническую и преступную войну против настоящего парламента и народа, в нем представленного. Названный Карл Стюарт был вдохновителем и причиной того, что были убиты тысячи свободных людей народа нашего во многих местах нашей страны путем создания, разделения партий и восстаний внутри страны и путем вторжения из иностранных государств.

Карл Стюарт был и является вдохновителем, автором и продолжателем указанных противоестественных, жестоких и кровавых войн и потому он является виновным во всех изменах, убийствах, грабежах, пожарах, убытках и бедствиях нашего народа, которые были произведены и совершены во время названных войн и были вызваны ими». Король Карл I Стюарт обвиняется в том, что он «тиран, изменник и враг государства». Обвинение требует казни короля.

Судья: Обвиняемый, вы признаете свою вину?

Карл I: нет.

Адвокат 1: защита не признаёт вины за Карлом I королём Англии. Он монарх, помазанник божий. Монархия в Англии традиционна. Действовал он в интересах государства.

Судья: Обвиняемый готов отвечать на вопросы?

Адвокат 1: Нет. Обвиняемый имеет право не давать показания против себя. Защита готова доказать его невиновность.

Королевский прокурор: прошу заслушать свидетелей обвинения.

Судья: вызывается Свидетель обвинения – буржуа.

Свидетель обвинения – буржуа: При дворе короля царили казнокрадство и взяточничество. Взятки брали все, в том числе и король, разным был только размер взяток.

Королевский прокурор: Король распустил Парламент и правил единолично 11 лет. 11 лет в Англии был режим личного правления. Многие слои населения были отстранены от власти, участия в государственных делах. Король же интересы своих подданных не соблюдал.

Адвокат 2: Да, король распустил Парламент, но вспомните, в каких условиях происходило усиление королевской власти. Приходилось воевать сразу с тремя государствами: Францией, Испанией, Австрией. Обострены были отношения с Ватиканом.

Судья: вызывается Свидетель обвинения – пуританин.

Свидетель обвинения - пуританин: Мы, пуритане, считаем, что англиканскую церковь необходимо очистить от пышных богослужений, отменить должности епископов, потому, что они служат не богу, а королю. Церковные поборы тяжелы для всех, но особенно для простого народа. Многие пуритане из-за преследований покидали страну и отправлялись в Северную Америку.

Адвокат 2: Короля обвиняют в гонениях на пуритан, но так было всегда. Господствующей религией была та, которую поддерживал король.

Судья: вызывается Свидетель обвинения – депутат парламента.

Свидетель обвинения - депутат парламента: В нарушение древних обычаев, король в сопровождении вооруженных солдат лично явился в палату общин с намерением арестовать депутатов. Карл I нарушил традицию, в силу которой король не вправе был присутствовать на заседаниях палаты общин. Эта традиция рассматривалась как привилегия парламента. После роспуска Парламента, Карл 7 человек депутатов заключил в тюрьму, где они и умерли.

Адвокат 3: король обвиняется в том, что не шёл на соглашения с Парламентом. Но король просто был принципиальным человеком. Это хорошая черта для правителя. Он вступил на престол в 25 лет и был популярен в Англии.

Судья: вызывается Свидетель обвинения – крестьянин.

Свидетель обвинения – крестьянин: Незаконные поборы с населения привели к массовому голоду. Чтобы содержать войско король взимал с крестьян средневековые повинности, народ голодал.

Адвокат 3: Содержание войска – это вопрос национальной безопасности. Войско необходимо, а поборы с населения осуществлялись не только по велению короля. В этом виноваты землевладельцы, которые хотели нажиться на крестьянах.

Королевский прокурор: Прошу отметить, что король был безвольным человеком, во всём подчинялся своей жене католичке Генриетте Марии. Сохранились письма Марии Генриетты – супруги короля, где она не даёт королю пойти на уступки Парламенту. Она пишет: «В последний раз говорю Вам, что если вы сделаете уступку, то Вы погибли. Я же никогда не вернусь в Англию, а уйду в монастырь молить за Вас богу».

Адвокат 1: король Англии Карл I Стюарт не тиран и убийца, а всего лишь жертва обстоятельств, а на самом деле он – честный человек. Карл I очень обаятельный человек, с изящными манерами, увлекается живописью, занимается спортом. Он пользуется поддержкой населения. Он истинный законный король Англии. Мы не можем его казнить.

Судья: мы выслушали всех свидетелей. Слово предоставляется подсудимому.

Карл I: «Я должен сказать вам, что ваши вольности и свободы заключены в наличии правительства, в тех законах, которые наилучшим образом обеспечивают вам жизнь и сохранность имущества. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь — это совершенно различные понятия». Помните, я ваш король, ваш законный король. Мои полномочия унаследованы по закону, вручены мне самим богом. Я не передам их новой незаконной власти.

Судья: Присяжным дается время для вынесения приговора королю Англии Карлу I Стюарту.

(Присяжные выходят на 5 минут для совещания)

Судья: Оглашается приговор по делу короля Англии Карла I Стюарта. Присяжные пришли к общему решению?

Присяжный: да.

Судья: Признаете ли вы короля Англии Карла I Стюарта виновным во всех приписанных ему деяниях.

Присяжный: да, он виновен, поскольку он король – первое лицо государства, и он несет ответственность за граждан и их благополучие. Развязывание гражданской войны – полностью его вина.

Судья: Признаете ли вы, что наказанием для короля Англии Карла I Стюарта должна быть смертная казнь?

Присяжный: нет, мы считаем, что казнь – слишком суровое наказание. Оно может вызвать еще больше протестов по всей стране. Присяжные постановили, что Карла I нужно лишить всех титулов и званий и назначить ему 20 лет тюремного заключения с последующим вечным изгнанием из страны.

Судья: Подсудимый король Англии Карл I Стюарт признан виновным. Приговаривается к лишению всех титулов и званий. Подсудимому назначается тюремное заключение на 20 лет и последующее вечное изгнание из Англии. Судебный процесс объявляется закрытым.

 

План-конспект урока истории по теме «Нашествие с Востока»

Тема урока: «Нашествие с Востока»

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, с причинами и последствиями завоевания Руси монголами; показать героизм русского и других народов в борьбе с монгольскими завоевателями.

Задачи урока:

Образовательные:

1) научиться оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности  Руси;

2) познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты;

3) познакомиться с историческими и легендарными личностями, дать оценку их деятельности: Чингисханом (Тимучином), Батыем, Юрием Всеволодовичем – Владимирским князем, рязанским боярином Евпатием Коловратом.

4) определить  и чётко зафиксировать причины поражения  русских княжеств  в столкновении монгольскими завоевателями и историческое значение  этого события для дальнейшего развития русского государства.

Воспитательные:

1) Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма  русского народа в борьбе с монгольскими завоевателями;

2) Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, историческими документами, исторической картой с опорой на легенду;

2) учиться  анализировать проблемную ситуацию;

2) развивать умения определять и  объяснять термины: «монголо-татары», «монголо-татарское иго», «улус», «тумен»;

3) развить навыки работы с тестами,  исторической  иллюстрацией «Взятие Рязани»  умения составлять хронологическую  таблицу.

Материальное оснащение:

1) Компьютер с проектором, мультимедийная презентация «Нашествие с Востока»

2) Исторические карты: "Русь в середине XIII века", «Монгольские завоевания в XIII веке", " Разорение монголами северо-восточной Руси в конце 1237-1238 гг.",

3) Рабочая тетрадь. История России с древнейших времен до конца XVI века.6 класс. М., 2012,

4) Учебник Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVIвека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений-М., 2010.

Основные понятия: монголо-татары, тьма (тумен), улус.

Основные даты: 1206 г.- провозглашение Темучина каганом всех монголов и присвоение ему почетного титула - Чингисхан.

1211—1218 гг.- покорение монголами Северного Китая.

1219-1222 гг.- завоевание Чингисханом Средней Азии и Кавказа.

1223 г. -битва на реке Калке.

1236 г.- разгром монголами волжской Булгарии.

1237-1238 гг.- первый поход Батыя на Русь

1239-1240 гг.- второй поход Батыя на Русь

 

 

Этап урока

 

Цели и задачи этапа

 

Личностные результаты

 

Метапредметные результаты

Способ достижения 

(виды заданий иупражнений)

Организационный

Психологический настрой на урок.

Обозначить  тему урока, цель занятия.

Мотивировать ребят на поиск ответов проблемных ситуаций.

 

- Формирование устойчивого познавательного интереса к описываемым событиям.

- Формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, негативного отношения к войне.

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Просмотр презентации «Нашествие с Востока» Слайды  №1, 2, 3, 4

 

Опрос учащихсяпо заданномуматериалу

Определить связь феодальной раздробленности на Руси и установления монголо-татарского ига.

 

 

 

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Излагать своё мнение, аргументируя его.

- Проявлять положительное отношение к учебной деятельности.

 

 - Анализировать (выделять главное).

 - Обобщать, делать выводы.

- Составление логической

цепи рассуждений.

- Фронтальная беседа - нужно вспомнить: Что такое феодальная раздробленность? Какие отрицательные последствия  она имела для Руси?

- Если возникли затруднения с ответами, обращаемся к тексту параграфа 13 стр.91-92, а также  к рабочей тетради и таблице «Последствия феодальной раздробленности на Руси».

- Проверка правильности ответов выведена на слайд 4.

Главным отрицательным последствием обязательно должно быть названо ослабление обороноспособности Русского государства.

Изучениенового учебногоматериала

Познакомить учащихся с  этапами монгольского нашествия, основными сражениями, персоналиями, а также причинами  и последствиями завоевания Руси монголами с использованием карты учебника стр.127.

Задачи: 1) Познакомиться с племенами монголов, областью их расселения, занятиями, образом жизни.

2)Познакомиться с этапами монгольского нашествия на Русь, направлением ударов монголов и решающими битвами с использованием карты, историческими персоналиями.

3) Определить  и чётко зафиксировать причины поражения  русских княжеств  в борьбе с монгольскими завоевателями и историческое значение  этого события для дальнейшего развития русского государства.

- Осознавать свои эмоции.

- Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

- Формировать основы социально-критического мышления при работе с историческими источниками.

- Понимать позицию другого при обсуждении проблемного вопроса.

- Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества в ходе прослушивания ответов одноклассников на проблемный вопрос.

- Уяснять понятия в ходе изучения материала.

- Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.

- Самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.

- Использование  различных видов чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) при работе с картой, документом.

- Построение монологического и диалогического высказывания.

- Структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное.

 

- Учитель показывает по карте, рассказ учителя.

- Дети самостоятельно ищут в учебнике определение понятий: тумен, татары; называют их.

- Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы Чингисхана.

- Обзорная характеристика первой встречи русских князей в союзе с половцами на р.Калке в 1223 г. Почему союзники проиграли битву?

Анализ слайда 6.

- Дети совместно с учителем изучают по карте учебника стр.127 походы хана Батыя. Выполняют по ходу рассказа задание №1 в рабочей тетради стр.53. слайд 7.

- Учитель рассказывает о битве на р.Сити в 1238 г., подвиге защитников г.Козельска, слайд 8,9.

- чтение  исторического документа. Из Ипатьевской летописи о взятии Киева в 1240 г., текст на стр. 128 учебника. Слайд 10.

 

Закрепление учебногоматериала

Цель: закрепление полученных  на уроке знаний по теме: «Монгольское нашествие на Русь»

Задача: выполнение практических заданий, подведение итогов урока, формулировка выводов по теме урока, выставление оценок за работу на уроке.

 

 - Оценивать свои и чужие поступки.

- Дать оценку и выразить свое отношение к трагической и героической эпохе; объяснять поведение людей с точки зрения исторической обусловленности.

- Понимать значение знаний для человека и принимают их.

- Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

- Построение монологического и диалогического высказывания.

- Умение делать выводы из полученной информации.

 

- Выполнение задания по определению хронологической последовательности событий 1223-1240 гг. Слайд 11

- Формулировка причин поражения Руси в столкновении с монгольскими завоевателями. Слайд 12

 (1. Военно-техническое  превосходство монгольского войска над русскими ратями; 2.Разобщённость русских войск и сил; 3.Структура и организация монгольского войска и полководческий талант Батыя и его военачальников)

Задание на дом

Определение перечня теоретических и практических заданий для выполнения учащимся дома.

 

- Работать индивидуально.

 

Запись в дневниках учащимися задания на дом:

Параграф № 18 – выучить даты и события, выполнение задания в рабочей тетради № 4 на стр.55. Слайд 13.



Технологическая карта учебного занятия

 

Предмет: история

Класс: 5

Тема урока: Микены и Троя.

Тип урока: комбинированный урок

Длительность: 45 минут

Технология – Технология развития критического мышления.

Цель: способствовать созданию собственного представления о древнейшем периоде греческой истории на основе работы с разными видами источников: исторической картой, учебником, дополнительной информацией, мифом.

Задачи: 1. Дать представление о Древнейшей Греции;

2. Развивать умение сопоставлять исторический материал, обобщать, делать выводы;

3. Продолжить формирование интереса к истории.

 

Формируемые УУД :

Регулятивные: учащийся научится:

- использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, дополнительные источники;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров.

Коммуникативные: учащийся научится:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве

- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

Познавательные: учащийся научится:

- обобщать понятия:

- осуществлять сравнение.

Оборудование: учебник истории А.А.Вигасин, Г.И. Годер «Древний мир», раздаточный материал:

- листы с сеткой «X» и «О» и верными и неверными утверждениями;

- занятия древних греков (картинки);

- таблица «толстых» и «тонких» вопросов к 1 заданию;

- дополнительный материал об о. Крит и отрывок из поэмы Гомера «Одиссея»;

- правила написания синквейна.

Используемое оборудование: ПК, мультимедиапроектор

Используемые ЦОР:

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Фрагмент мультипликационного фильма «Лабиринт».

Ход учебного занятия

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Ориентировочная дозировка времени

Вызов

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса, даёт установку об изучаемой теме.

Мы познакомились с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Назовём их. Более 3,5 тысяч лет назад первые государства возникли и в Европе. Послушайте меня и предположите тему нашего урока: история олимпийских игр начинается именно здесь, верховное божество – Зевс.

Слайд.1. Тема урока «Микены и Троя». Учащиеся записывают в тетради.

Приём «Верные и неверные утверждения»

( Приложение 1).После выполнения работы выясняют, у кого какие значки в клетках стоят. На доске в сетке отмечают таким образом: если больше X, то ставится большой по

размеру Х (Xо), если преобладает О, то ставится большой О (Оx). Поясняется, что не по всем утверждениям мнения совпали.

Словестный

 

 

 

«Верные и неверные утверждения»

 

 

 

 

 

Презентация

10 мин.

Осмысление

Какие утверждения на самом деле верные, а какие неверные, мы узнаем, активно и плодотворно поработав сегодня на уроке.

1 задание. Работа в парах. Приём «Толстые» и «тонкие» вопросы».(Приложение 2).

Слайд 2: карта Древней Греции.

Используя карту, атласы, текст учебника стр. 112, раздаточный материал (картинки с занятиями греков), находят информацию, которая поможет ответить на вопросы, выданные на карточках.

2 задание. Как вы выяснили, самым крупным островом был остров Крит. Именно на Крите, по свидетельству историков, возникло первое в Европе государство.

Давайте посмотрим информацию об этом удивительном острове, а также прочитаем дополнительную информацию о Крите и отрывок из поэмы древнегреческого поэта Гомера «Одиссея».Слайды, приложение 3.

Составьте синквейн по теме «Остров Крит». (Правила составления вспоминают сообща). Несколько синквейнов зачитываются.

3 задание. Постановка проблемного задания.

Вспомним, что такое миф? Посмотрим отрывок из мультфильма «Лабиринт», поставленный на основе мифа «О Тесее и Минотавре».

Определите: 1. Какие факты в мифе вымышленные, а какие реальные, достоверные? 2. Определите характер взаимоотношений между Афинами и Критом.

Работа в парах, приём «Толстые» и «тонкие» вопросы, синквейн, проблемное задание,

Презентация, карта, видео

20 мин.

Рефлексия

Возвращаемся к утверждениям, данным вначале урока, определяем «верные» и «неверные» утверждения, вносим изменения в сетку ответов.

Слайд д/з.:

1) Прочитать §24,

2) Выполнить задания на контурной карте (выдать)

3) Приготовить пересказ мифа «О Дедале и Икаре» стр.115, по желанию.

4) Объяснить значение крылатого выражения «нить Ариадны».

«Верные и неверные утверждения»

Презентация

10 мин

 

Приложение 1.

Лист с сеткой для игры в «X» и «О» и список верных и неверных утверждений (9).

  1. Значительную часть Греции покрывают равнины.
  2. Греция расположена на Балканском полуострове.
  3. Тёплый климат.
  4. Основная масса населения занимается земледелием.
  5. Мелкие пересыхающие речки.
  6. Нет городов.
  7. На окружающих морях много островов, самый крупный – Крит.
  8. Жители Крита платили дань жителям Афин.
  9. Мифы – один из исторических источников при изучении истории Древней Греции.

 

Приложение 2.

«Тонкие» вопросы

 

«Толстые» вопросы

В какой части света расположена Греция?

На каком полуострове?

Каков рельеф местности?

Есть полноводные реки?

Какие моря омывают Грецию?

Много или нет островов на омывающих Грецию морях?

Какой остров самый крупный?

Какие крупные города можно назвать?

Сделаете вывод о географическом положении Греции.

Какая почва: плодородная мягкая или плохая каменистая?

Часто ли жители городов общались между собой?

Какие основные занятия были у древних греков?

 

Приложение 3.

Крит- прекраснейший остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами. Никто бы не осмелился нападать на могущественный Крит. По свидетельству историков греческие города были подвластны правителю Крита и платили ему дань.

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.

«Есть такая страна посреди – цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …

Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…»       

       

  

 

Дата последнего обновления страницы 29.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»